Rambler's Top100 Подводная лодка С-9, Н-9 Тип "С" IX-бис серии

Н-9, С-9

Тип «С» IX-бис серии




фотография:


Подводная лодка С-9

ПЛ С-9 типа "С" IX-бис в Кронштадте. 1942 год.




историческая справка:


1937 год 20 июня
Заложена в г.Горький на заводе №112 под литерным обозначентем "Н-9". По другим данным - 25.06.1937;

1937 год 20 октября
Переименована в "С-9";

1938 год 20 апреля
Спущена на воду;

1940 год
Совершила переход по Мариинской водной системе с завода №112 (г.Горький) в Ленинград в доке. Вошла в состав УБрПЛ КБФ;

1940 год 31 октября
Подписан приемный акт. Вступила в строй. В различных источниках указываются разные даты подписания приемного акта - 30.10.1940, 25.11.1940, 22.12.1940 или 23.12.1940;

1940 год 19 декабря
Вошла в состав Балтийского флота. Зачислена в состав 16-го ДнПЛ(?) 1-й БрПЛ КБФ;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ;

1941 год май
При выходе на боевую подготовку ударилась о грунт и получила пробоину в балластной цистерне;

1941 год июнь
Числилась во 2-й линии. Находилась в Либаве, где должна была пройти доковый ремонт;

1941 год 22 июня - 2 июля
В 23.20 22.6 - 23.6 перешла в Виндаву, 25.6 - в Усть-Двинск, 27.6 - в Куйвасте и 1.7 - в Рохукюла. 2.7 во время стоянки на рейде атакована самолетом противника - на безопасном удалении от ПЛ взорвались 2 бомбы;

1941 год 3 - 20 июля
В 20.15 3.7 вышла в районе банки Штольпе (позиция №19). До выхода из пролива Соэлавяйн сопровождалась ТЩ-297, 2 СКА и 2 КАТЩ. С 7.7 по 17.7 патрулировала на позиции. В первый же день пребывания в районе обнаружила 2 ТЩ. 14.7 не смогла атаковать ПМШ из-за невыгодного КУ. 16.7 обнаружила в тумане силуэты кораблей противника - командир от атаки отказался. Днем 20.7 прибыла в район м. Ристна и далее самостоятельно в надводном положении перешла до устья пролива Соэлавяйн, при этом в 16.20 и 16.31 в точке 58°51° с.ш./22°10' в.д. дважды была безрезультатно атакована германской подводной лодкой "U 140". В 19.06 прибыла в Триги;

1941 год 21 июля
В 05.57 21.7 во время стоянки на рейде атакована 3 caмолетами Ju-88. В результате взрывов 2 бомб в 30-40 м за кормой получила пробоины в легком корпусе, вышли из строя гирокомпас, фрикционная муфта, лопнуло несколько аккумуляторных баков;

1941 год 21 июля - сентябрь
21-22.7 перешла в Таллин, 23-24.7 - в Кронштадт. 27.7-7.8 прошла докование и подготовлена к проводке через ББК на СФ. В начале сентября возвращена в боеготовое состояние;

1941 год 28 сентября - 21 октября
Вечером 28.9 перешла для скрытого базирования к о. Лавенсари. В 05.00 21.10 вернулась в Кронштадт;

1941 год 31 октября - 13 ноября
В 22.36 31.10 вышла в район о. Эре (позиция "Б") для прикрытия эвакуации Ханко. С 9.11 должна была действовать в Аландском море (позиция № 7), затем в Ботническом заливе. Патрулировала на позиции с 2.11, встреч с кораблями противника не имела. Утром 7.11 при нахождении на грунте во время шторма повреждена ударами о камни (лопасти правого винта отломлены или загнуты, заклинены вертикальные и горизонтальные рули). В 07.10 после всплытия, из-за неправильных действий командира (в нарушение инструкции не продут весь балласт, лодка шла кормой к штормовой волне) накрыта волнами. Погиб весь состав верхней вахты: командир ПЛ Рогачевский, вахтенный офицер Милованов и сигнальщик Дрохин. Из-за большого количества воды, влившегося в ЦП через открытый рубочный люк, получила отрицательную плавучесть, погрузилась (рубочный люк в последний момент удалось закрыть) и ударилась о грунт на глубине 56 м. Ударами волн повреждены оба перескопа. В командование лодкой вступил помощник командира ст. лейтенант Н.В. Дьяков. Через 10 минут лодка всплыла, но обнаружить смытых волной людей не удалось. 9.11 ПЛ начала возвращение в базу, 11-13.11 форсировала Финский залив и 13.11 прибыла в Кронштадт;

1941 год 14 ноября
Перешла в Ленинград для ремонта;

1941 год 16 декабря
Во время стоянки у Дворцового моста легко повреждена осколками артиллерийского снаряда, взорвавшегося рядом с ПЛ С-7 - перебита антенна, пробита обшивка цистерны главного балласта №8;

1942 год весна
Прошла средний ремонт;

1942 год 10 августа
В ночь на 10.8 перешла из Ленинграда в Кронштадт;

1942 год 12 - 23 августа
В 23.30 12.8 - 05.52 13.8 в обеспечении БТЩ-217, -218 и 2 СКА перешла к о. Лавенсари. В районе Деманстейнских банок параван БТЩ-218 был перебит взрывом мины. Задержана у Лавенсари из-за отсутствия сил обеспечения выхода и выявившейся неисправности гирокомпаса. В 21.05 18.8 после всплытия (днем ПЛ лежала на грунте в бух. Норре-Каппелълахт) безрезультатно атакована самолетом противника. Вечером 19.8 ПЛ должна была выйти на позицию в Ботнический залив (позиция №8), но в 17.03 при всплытии попала в советскую противолодочную сеть и в 17.07 получила повреждения от взрыва подрывного патрона (пострадали приборы и механизмы в V u VI отсеках). 22.00 22.8 - 04.00 23.8 в обеспечении БТЩ-207, -210, -215 и 2 СКА перешла в Кронштадт для ремонта;

1942 год 15 сентября - 30 октября
В 20.33 15.9 - 04.00 16.9 в обеспечении БТЩ-207, -211, -215, -217, -218 и 2 СКА перешла к о. Лавенсари. На переходе КОН обстрелян финской береговой артиллерией из района форта Ино. Восточнее о. Сескар в тралах БТЩ взорвались две мины. В 01.25 18.9 вышла в северную часть Ботнического залива (позиция №7). До точки погружения сопровождалась 5 БТЩ и 2 СКА. В 11.55 и 13.45 при форсировании заграждения "Рукаярви" два раза коснулась минрепов мин - взрывов не последовало. В 14.40 ударилась о грунт, в результате чего временно вышло из строя управление кормовыми горизонтальными рулями. В 02.50 19.9 западнее о. Родшер обнаружила 2 СКА противника и попыталась их таранить. Катера уклонились и после погружения ПЛ сбросили на нее 6 глб. В 21.27 при форсировании заграждения "Насхорн" коснулась минрепа мины - взрыва не последовало. В 20.00 20.9 закончила форсирование Финского залива. В 20.15 была обнаружена ПЛ противника, от атаки которой командир отказался, посчитав лодку советской. В 16.00 21.9 прибыла в Аландское море, в 09.05-13.00 22.9 форсировала в подводном положении пролив Южный Кваркен, после чего пошла к порту Кристина. Вечером 23.9 юго-восточнее Кристины командир отказался от атаки финской ПЛ, приняв ее за "С-13". В ночь на 24.9 перешла к м-ку Норршер (район Васа), где днем обнаружила КОН, атаковать который не удалось из-за большой дистанции. В ночь на 26.9 перешла к Кристине, днем вернулась к м-ку Норршер. В 14.30 27.9 произвела торпедную атаку КОН (4 ТР, 4 СКР) (ТР 8000 т, атака=подв/пр/1, д=2 каб., через 13 сек услышан взрыв большой силы - в точке 63°10' с.ш./21°29' в.д. тяжело поврежден германский ТН "Миттельмеер", 6370 брт, перевозивший 850 т авиабензина для нужд 5-го ВФл, потеряно 42 т бензина, +0). При погружении ПЛ попала под таранный удар второго в колонне ТР. В результате удара были сорваны носовые антенные стойки, пила сетепрорезателя и погнут меч ЗПС. Преследованию не подвергалась. В 15.25 при осмотре в перископ был обнаружен горящий ТН, который командир счел уничтоженным (ТН был отбуксирован в Васу и впоследствии отремонтирован). В ночь на 28.9 перешла к Кристине. В 19.55 произвела торпедную атаку ОТР (ТР 9758 т, атака=подв/пр/1, д=4 каб., промах). В 20.56 после всплытия лодка открыла по ОТР артиллерийский огонь с дистанции 2-3 каб (израсходовано 17 100-мм снарядов), а в 20.17 выпустила с д=3 каб. одну торпеду - промах. В 21.29 в точке 69°02' с.ш./20°59' в.д. ТР загорелся, после чего ПЛ ушла для зарядки АБ. Реально германский ТР "Хёрнум" (1467 брт) был поврежден попаданиями 2 снарядов и после ликвидации пожара своим ходом ушел в порт. В ночь на 29.9 перешла к Васе. В 06.08 30.9 при утреннем погружении в 25 милях восточнее шведского порта Зундсвалль через неплотно закрывшийся рубочный люк (закрыться люку помешал антенный стопор, сорванный со своего места при таране) внутрь лодки стала поступать вода. Продутие цистерны быстрого погружения не смогло остановить погружение ПЛ, среднюю группу цистерн главного балласта не удалось осушить из-за неисправности клапана. На глубине 44 м лодка легла на грунт. ЦП оказался почти полностью затопленным. У подводников, которые находились в центральном посту, над водой оставались только головы. Между тем вода проникла в аккумуляторную яму, начал выделяться хлор. ПЛ спас командир БЧ-5 инженер-капитан 3 ранга Г.А. Сафонов, сумевший организовать продутие кормовой группы цистерн из концевых отсеков. Через 34 минуты "С-9" всплыла. Быстро выйдя из кормового отсека на палубу (через кормовой аварийный люк), моряки начали поднимать на мостик через рубочный люк своих товарищей, оставшихся в рубке и центральном посту. Они были в бессознательноми состоянии, но помощь подоспела вовремя. Все оборудование и документы ЦП погибли или вышли из строя. Отказали гирокомпас, эхолот, лаг, мотор одного из перископов, механизмы управления рулями (к вечеру исправлены). В 11.00 обнаружен ОТР, атаковать который не удалось из-за неготовности ПЛ. Ремонт механизмов продолжался до 3.10. Днем 4.10 в районе Васы ПЛ обнаружила КОН, но атака на него сорвалась из-за выхода из строя управления перископом. По этой же причине 4.10 были пропущены 2 ОТР. Утром 14.10 при переходе к шведскому порту Хернэзанд обнаружила шведский ММ. Днем 15.10 на лодке вышел из строя второй перископ. Вечером 19.10 с разрешения командования начала возвращение в базу. В 18.23-23.30 20.10 форсировала пролив Южный Кваркен. В 04.45 22.10 начала форсирование Финского залива. Утром 23.10 имела мнимый случай касания минрепа. В 01.20, 01.35, 02.05 и 02.53 25.10 при форсировании заграждения "Зееигель" 4 раза касалась минрепов мин - взрывов не последовало. В 09.30 встречена нашими СКА и около 12 ч прибыла в бухту Норре-Каппельлахт. В 17.00 29.10 - 01.40 30.10 в обеспечении КЛ "Москва", 5 БТЩ и 3 СКА перешла в Кронштадт;

1942 год 4 ноября
В ночь на 4.11 перешла для ремонта и зимней стоянки в Ленинград;

1943 год 10 мая
К 10.5 закончила подготовку к боевому походу. На ПЛ произведен монтаж миноотводов и прибора ПАМ-К (трал, создававший импульсами направленное электрическое поле, для подрыва мин по курсу движения ПЛ);

1943 год 18 мая
В ночь на 18.5 перешла из Ленинграда в Кронштадт;

1943 год 26 июля - август
В 23.35 26.7 - 01.34 27.7 в обеспечении БТЩ-205, -207, -210, -211, -217, 4 СКА и 1 КДЗ перешла из Кронштадта к м-ку Шепелевский, где легла на грунт и после всплытия в 23.55 27.7 - 03.40 28.7 перешла к о. Лавенсари. В 22.40 30.7 в обеспечении 10 КАТЩ и 3 СКА вышла в точку погружения на Восточном гогландском плесе, откуда в 01.10 31.7 начала разведывательный поход к нарген-порркала- уддскому ПЛО-рубежу. В 03.31 5.8 командир ПЛ донес о том, что лодка, несмотря на помехи со стороны сил ПЛО, третьи сутки производит зарядку АБ в районе о. Кэри. 7-9.8 предприняла безуспешную попытку форсирования сетевого заграждения "Вальрос" (ПЛ стреляла по сетям 1 торпедой), после чего была обнаружена и атакована силами ПЛО. В 00.52 и в 01.21 10.8 командир ПЛ донес о том, что лодка отошла для зарядки в район о. Кэри и о расположении обнаруженных минных заграждений и дозоров противника. В 03.51 12.8 командир ПЛ из района северо-западнее м-ка Вайндло запросил время и координаты точки рандеву с эскортом для возвращения на о. Лавенсари (командир БПЛ приказал ПЛ к 01.00 14.8 находиться в точке 59°57'5 с.ш./27°39'4 в.д.). 13.8 командир БПЛ из-за шторма перенес время встречи на 01.00 15.8. В связи с отсутствием подтверждения о переносе сроков встречи, вечером 14.8 командир БПЛ приказал немедленно донести место и действия ПЛ. В дальнейшем ПЛ на связь не выходила и в базу не вернулась. 4.9 к берегу о. Сескар прибило труп старшего рулевого лодки старшины 2-й статьи К.Т. Дикого с надетым прибором ИСА-М. Возможные причины гибели: 12-14.8 подрыв на мине заграждения "Зееигель" в Нарвском заливе, а также ошибка личного состава или отказ техники. Так же существует версия, что ПЛ погибла в результате атаки финского экскортного корабля "Виско" северо-восточнее острова Кери 15.08. На ПЛ погибло 46 членов экипажа;

1943 год 29 сентября
Исключена из состава ВМФ;

2013 год 4 мая
9-я поисковая экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы" на РК311 обнаружила в Финском заливе остов ПЛ С-9. ПЛ искали с помощью гидролокатора «Неман», разработанного в НИИ Приборостроения им. В.В. Тихомирова и прибывшего из г.Жуковский специально для поисковой экспедиции. Благодаря усилиям историка Ярослава Морозова, изучившего отечественные и немецкие архивные материалы, удалось точно определить район поисков. За 5 часов поисков было обследовано около 21 квадратного километра территории на глубине 56 метров, где во время ВОВ фашисты создали огромное минное поле «Зееигель» («Морской ёж»). Видимость у грунта составила четыре метра, температура воды – всего +2 градуса. Несмотря на все трудности, водолазам удалось найти ПЛ С-9. Обнаружили ее Михаил Иванов и Константин Богданов. Как рассказал руководитель экспедиции Константин Богданов, "Общее состояние объекта удовлетворительное. Кормовая часть разломлена в трех местах, но рубочный люк закрыт. Подлодка погибла на мине. ПЛ находится на глубине 56 метров в районе острова Большой Тютерс;

2013 год 6 - 8 мая
Гидрографическое судно Балтийского флота "Сибиряков" с ветеранами войны и военными моряками Ленинградской военно-морской базы совершило поход к месту гибели подводной лодки С-9, где прошла траурная панихида по погибшим морякам. Начальник пресс-службы Западного военного округа полковник Андрей Бобрун собщил, что "В экспедиции принимают участие представители кронштадтского Морского музея, которые на месте соберут материалы для организации музейной экспозиции, рассказывающей о боевом пути и героической гибели кронштадтских подводников". В ближайшее время участникам подводно-поисковой экспедиции предстоит установить на корпусе погибшей подводной лодки мемориальную доску со списком всех членов экипажа.




командиры:


1. Рогачевский С.А. (04.03.1939-07.11.1941)
2. Дьяков Н.В. (07.11.1941-14.01.1942) ВРИД
3. Мыльников А.И. (14.01.1942-08.1943)



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ С-9 в Либаве. 1941 год.
2. Список погибших на ПЛ в августе 1943 года.
3. Фотография остова ПЛ С-9 на дне. 2013 год.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон 2001.г.
7. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С", Морская Коллекция, №02, 2000г.
8. Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1.
9. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3(15), 1999г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Чирва Е.В. "Подводная война на балтике 1939-1945", Яуза, Эксмо, Москва, 2009г.
12. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
13. Информация с новостных лент информационных агентств.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016